Организация учебного процесса

Организация и управление учебным процессом в ОГБПОУ «РПК» осуществляется в соответствии с Уставом колледжа, регламентируется организационно-правовыми документами на ведение образовательной деятельности, нормативными документами по реализации профессиональных образовательных программ СПО и организации учебного процесса ГОС и ФГОС СПО, следующими локальными актами колледжа, регламентирующими организацию образовательного процесса:

  • Положением о Педагогическом совете;
  • Положением о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации;
  • Положением по итоговому контролю учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП СПО;
  • Рекомендациями по организации самостоятельной работы студентов;

а также основной учебно-методической документацией колледжа.

Основными структурными подразделениями, обеспечивающими непосредственную организацию и осуществление учебного процесса, являются отделения, предметно-цикловые комиссии, кафедры, методические объединения  колледжа.

Нормативный срок обучения по всем формам обучения, квалификация выпускников, общие нормативы нагрузки студентов, объем аудиторных и внеаудиторных часов в неделю, соотношение теоретической и практической подготовки, перечень учебных дисциплин и циклов дисциплин, видов и продолжительности практик, видов государственной итоговой аттестации выпускников установлены в соответствии с требованиями ГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и ФГОС СПО.

Рабочие учебные планы содержат раздел «Пояснения к учебному плану», где отражены особенности учебного процесса и раскрываются, уточняются отдельные положения учебного плана по каждой специальности.

В рабочих учебных планах представлен график учебного процесса, отражены все циклы учебных дисциплин, а также дисциплины по выбору студентов (ГОС СПО), определяемые колледжем или распределение вариативной части (ФГОС СПО). Представленные дисциплины по выбору, вариативная часть ФГОС характеризуют специфику подготовки специалистов по данным специальностям и отвечают требованиям к содержанию подготовки социального заказа и рынка труда, согласованы с работодателем.

Аудиторная нагрузка студентов в неделю по очной форме обучения не превышает 36 часов. Максимальная учебная нагрузка в неделю для студентов СПО с учетом выполнения внеаудиторной самостоятельной работы составляет 54 часа.

Учебный процесс   ориентирован на практическую деятельность выпускников.  Объем практической подготовки студентов, включая профессиональную практику, лабораторные и практические занятия составляет 55-60% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику. Практикоориентированность по специальностям СПО составляет для ОПОП базовой подготовки – 50-65%, углубленной подготовки – 50-60%.

Промежуточная аттестация студентов в рабочих учебных планах по ГОС СПО включает экзамены, зачеты, курсовые работы и семестровые контрольные работы. Каждая учебная дисциплина имеет по окончанию ее изучения в семестре один из названных видов контроля. Итоговый контроль по учебной дисциплине производится также на основе указанных видов контроля.

Промежуточная аттестация студентов в рабочих учебных планах по ФГОС СПО включает экзамены, зачеты, дифференцированные зачеты, курсовые работы.

Количество дисциплин, охваченных экзаменационной формой контроля, составляет не менее 60% от общего числа дисциплин ОПОП по каждой специальности.  Резерв учебного времени (ГОС СПО) образовательного учреждения использован   на углубление и расширение квалификации выпускника в части теоретической и практической подготовки по отдельным дисциплинам или циклам дисциплин федерального компонента примерного учебного плана, на введение дисциплин по выбору, на увеличение времени на промежуточную аттестацию студентов, профессиональную (педагогическую) практику с учетом специфики подготовки кадров. Основной объем резервного времени, отведенный на увеличение часов теоретической и практической подготовки выпускников, распределен на дисциплины общепрофессионального цикла и цикла специальных дисциплин (дисциплин предметной подготовки), который включает в себя дисциплины по выбору студента, установленные колледжем. Именно эти циклы дисциплин в большей степени ориентированы на формирование профессиональных компетентностей, учитывают специфику дальнейшей профессиональной деятельности, позволяют учитывать мнения и пожелания работодателей в отношении содержания подготовки специалистов.

Вариативная часть учебных планов по специальностям (ФГОС) распределяется с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных ФГОС.

На основе утвержденных учебных планов, в которых представлен  график учебного процесса по специальности, ежегодно составляется рабочий график учебного процесса, который утверждается на текущий учебный год директором колледжа. В рабочих графиках учебного процесса указываются сведения о конкретных датах начала семестров, сроках проведения практики, формах промежуточной аттестации по всем учебным дисциплинам, сроках проведения экзаменационных сессий и каникул.

Режим учебного процесса в колледже регламентирован Уставом Колледжа, Правилами внутреннего распорядка обучающихся, согласно которым учебный год состоит из 2 семестров, учебные занятия в колледже (РПК) осуществляются в две смены с 8.00 часов, 2 смена – с 14.30; продолжительность 1 урока составляет 45 минут (что соответствует одному академическому часу занятий), в колледже введена шестидневная рабочая учебная неделя.

Согласно рабочим учебным планам и графикам учебного процесса по каждому виду подготовки (очная, заочная) составляются расписания учебных занятий.

Расписание занятий по ГОС и общеобразовательной подготовке составляется на каждый семестр, по ФГОС используется модульный принцип распределения часов на учебные дисциплины, МДК, профессиональные модули. При составлении расписания выдерживается установленная учебным планом аудиторная нагрузка. Расписание предусматривает рациональное распределение учебного времени.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Оптимизации образовательного процесса способствуют такие виды урочной деятельности, как:

  • интерактивная лекция;
  • уроки с использованием ИКТ;
  • уроки группового взаимодействия;
  • уроки по созданию электронных тематических презентаций.

Анализ использования разнообразных форм организации образовательного процесса по предметно-цикловым комиссиям показывает целесообразность выбора форм в соответствии с изучаемой дисциплиной и содержанием учебного занятия, а также то, над внедрением каких форм следует работать  каждой предметно-цикловой комиссии.