Организация учебного процесса

Нормативная база. Организация и управление учебным процессом в ОГБПОУ «РПК» осуществляется в соответствии с ФЗ -273 «Об образовании в РФ», ФГОС СПО 3+, ФГОС 4, ФГОС 5, ФГОС среднего общего образования, Уставом колледжа, регламентируется организационно-правовыми документами на ведение образовательной деятельности, нормативными документами по реализации профессиональных образовательных программ СПО и организации учебного процесса,  локальными актами колледжа, регламентирующими организацию образовательного процесса, а также основной учебно-методической документацией колледжа.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
  • Приказ МОН № 413 от 17.05.2012 (ред. от 12.08.2022) «Об утверждении ФГОС среднего общего образования»
  • ФГОС СПО специальностей:

44.02.01 Дошкольное образование,

44.02.02 Преподавание в начальных классах,

44.02.04 Специальное дошкольное образование,

49.02.01 Физическая культура,

40.02.01 Право и организация социального обеспечения,

40.02.03 Право и судебное администрирование,

40.02.04 Юриспруденция,

42.02.01 Реклама,

43.02.14 Гостиничное дело,

43.02.16 Туризм и гостеприимство,

54.02.01 Дизайн (по отраслям);

  • Приказ МОН № 762 от 24.08.2022 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО (ред. от 20.12.2022), зарегистрирован в Минюсте России № 70167 от 21.09.2022,
  • Приказ МОН № 885 Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся (ред. 18.11.2020), зарегистрирован в Минюсте России № 59778 от 11.09.2020
  • Приказ Минпросвещения России № 800 от 08.11.2021 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  • Приказ Минпросвещения России № 906 от 14.10.2022 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, зарегистрирован в Минюсте России № 71119 от 24.11.2022)
  • Локальные акты ОГБПОУ «РПК».

Основными структурными подразделениями, обеспечивающими непосредственную организацию и осуществление учебного процесса, являются отделения среднего общего образования, среднего профессионального образования, учебно-методические объединения.

Нормативный срок обучения по всем формам обучения, квалификация выпускников, общие нормативы нагрузки студентов, объем аудиторных и внеаудиторных часов в неделю, соотношение теоретической и практической подготовки, перечень учебных дисциплин и циклов дисциплин, видов и продолжительности практик, видов государственной итоговой аттестации выпускников установлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Учебные планы содержат раздел «Пояснения к учебному плану», где отражены особенности учебного процесса и раскрываются, уточняются отдельные положения учебного плана по каждой специальности.

В учебных планах представлен график учебного процесса, отражены все циклы учебных дисциплин, распределение вариативной части ФГОС СПО. Представленные дисциплины и профессиональные модули вариативной части учебных планов характеризуют специфику подготовки специалистов по реализуемым в колледже специальностям, учитывают  особенности развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и отвечают требованиям к содержанию подготовки социального заказа и рынка труда, согласованы с работодателем.

Учебный процесс  ориентирован на практическую деятельность выпускников.  Объем практической подготовки студентов, включая профессиональную практику, лабораторные и практические занятия, составляет 50-65% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику. Практикоориентированность по специальностям СПО составляет для ППССЗ базовой подготовки – 50-65%, углубленной подготовки – 50-60% (ФГОС 3+).

Промежуточная аттестация студентов в учебных планах по ФГОС СПО включает экзамены, зачеты, дифференцированные зачеты.  Каждая учебная дисциплина или междисциплинарный  курс имеют по окончании изучения один из названных видов контроля. Количество дисциплин, охваченных экзаменационной формой контроля, составляет не менее 60% от общего числа дисциплин ППССЗ по каждой специальности.

Итоговая аттестация учебных достижений обучающихся при реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах ППССЗ проводится в форме экзаменов по русскому языку, математике и одному из профильных учебных предметов. По всем остальным учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана проводятся дифференцированные зачеты.

На основе утвержденных учебных планов, в которых представлен  график учебного процесса по специальности, ежегодно составляется календарный учебный график. В графиках учебного процесса указываются сведения о конкретных датах начала семестров, сроках проведения практики, формах и сроках промежуточной аттестации по всем учебным дисциплинам, МДК и каникул.

Режим учебного процесса в колледже регламентирован Уставом Колледжа, Правилами внутреннего распорядка обучающихся, согласно которым учебный год состоит из 2 семестров, учебные занятия в колледже (РПК) осуществляются в одну смену – в РПК – с 8.00, в филиале РПК в г. Касимове – с 8.30. Продолжительность одного урока составляет 45 минут (что соответствует одному академическому часу занятий). В колледже введена шестидневная рабочая учебная неделя. Согласно рабочим учебным планам и графикам учебного процесса по каждому виду подготовки (очная, заочная) составляются расписания учебных занятий.

Расписание занятий по общеобразовательной подготовке составляется на каждый семестр, по профессиональной подготовке используется модульный принцип распределения часов на учебные дисциплины, МДК, профессиональные модули. При составлении расписания выдерживается установленная учебным планом аудиторная нагрузка. Расписание предусматривает рациональное распределение учебного времени.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Оптимизации образовательного процесса способствуют такие виды урочной деятельности, как интерактивная лекция, уроки с использованием ИКТ,     уроки группового взаимодействия, уроки по созданию электронных тематических презентаций.

Содержание и качество подготовки обучающихся

 

Общеобразовательный цикл

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего  общего образования в пределах программы подготовки специалистов среднего звена.

Общеобразовательный цикл формируется с учетом профиля получаемого профессионального образования, а также специфики специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в колледже.

Учебное время, отводимое на теоретическое обучение, используется колледжем на изучение 13 обязательных общеобразовательных учебных предметов и дополнительных учебных предметов с учетом гуманитарного или социально-экономического профиля изучаемого профессионального образования. Учебный план предусматривает изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне (обществознание, литература, география, биология).

Дополнительные учебные предметы: родной язык – 78ч, основы проектной деятельности – 78ч, введение в специальность – 39ч, фитнес – 39ч. Изучение родного языка осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей образовательной организации.  Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 886 ч — 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, 590ч — 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования.

Теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов) составляет 39 недель, промежуточная аттестация – 2 недели, каникулярное время – 11 недель.

Согласно учебному плану и в соответствии с Положением об индивидуальном учебном проекте обучающихся ОГБПОУ «РПК» предусмотрено выполнение индивидуального учебного проекта по одной из учебных дисциплин. Работа над проектом осуществляется студентами самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Оценка качества освоения программ учебных предметов общеобразовательного цикла ППССЗ с получением среднего общего образования происходит в процессе текущего контроля знаний и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на освоение учебных предметов, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.

Промежуточная аттестация обучающихся  при освоении программы среднего общего образования проводится в форме дифференцированных зачетов и экзаменов: в конце  первого семестра два экзамена (математика и предмет, изучаемый на углубленном уровне), в конце второго семестра, после изучения обязательных учебных предметов – три экзамена (русский язык, математика, предмет, изучаемый на углубленном уровне). По остальным общеобразовательным учебным предметам проводятся дифференцированные зачеты.

Общеобразовательные предметы, изучаемые на углубленном уровне:

Преподавание в начальных классах, Дошкольное образование,  Специальное дошкольное образование – литература, обществознание;

Физическая культура – биология;

Юриспруденция — обществознание,

Гостиничное дело – обществознание, география;

Дизайн – просмотр учебно-творческих работ на семестровых выставках;

Реклама – обществознание.

Среднее профессиональное образование

ОГБПОУ «РПК»  осуществляет подготовку специалистов базовой и углубленной подготовки по одиннадцати специальностям среднего профессионального образования  по очной форме обучения, специальность Специальное дошкольное образование – очная и заочная форма. Продолжается подготовка обучающихся по специальности 43.02.14 Гостиничное дело, входящей в ТОП-50 (третий-четвертый курс).

Разработаны учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, подготовлены учебно-методические комплексы дисциплин, модулей, включающие в себя:

– требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и ее трудоемкости, установленные ФГОС СПО по специальностям;

– материалы для изучения, закрепления дисциплины; содержание и порядок проведения контрольных (промежуточных и итоговых) мероприятий, организацию самостоятельной работы;

– методические рекомендации  по реализации дисциплины, профессионального модуля в учебно-воспитательном процессе.

Вариативная часть ФГОС СПО используется с учетом потребности в расширении функциональных обязанностей будущих специалистов, а также на освоение обучающимися дополнительных   видов деятельности на основе изучения требований работодателей, профессиональных сообществ, содержания квалификационных характеристик.

Студенты ОГБПОУ «РПК» осваивают следующие дополнительные виды профессиональной деятельности:

Преподавание в начальных классах, квалификация Учитель начальных классов:

* развитие детей дошкольного возраста;

* организация и проведение экскурсий с младшими школьниками;

* организация воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими общественными объединениями;

Физическая культура, квалификация Учитель физической культуры:

* организация и проведение занятий в области спортивной тренировки,

* организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья   ребенка  и   его физическое  развитие;

Дошкольное образование, квалификация Воспитатель детей дошкольного возраста:

* взаимодействие с детьми, имеющими отклонения в эмоционально-личностном развитии и поведении;

Гостиничное дело, квалификация  Специалист по гостеприимству:

* выполнение работ по профессиям рабочих, должностям служащих (горничная);

Дизайн, квалификация Дизайнер, преподаватель

* выполнение работ по рабочей профессии «Художник росписи по дереву».

В ОГБПОУ «РПК» и его филиале в г. Касимове активно осваиваются и используются в массовой практике информационные, информационно-коммуникационные, интер— и интерактивные, кейсные технологии, модульное, личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход.

График учебного процесса по педагогическим специальностям  предусматривает 7 недель промежуточной аттестации, по специальностям Юриспруденция, Туризм и гостеприимство, Реклама – 5 недель. Объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию, составляет не более 1 недели в семестр. Конкретные формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине, МДК и ПМ разрабатываются  колледжем  самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. В учебном процессе по очной форме обучения отсутствуют сессии (кроме общеобразовательного цикла).

Промежуточная аттестация осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения УД/МДК; оценка компетенций обучающихся. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Промежуточная аттестация проводится непосредственно после завершения освоения программ УД, МДК или ПМ, а также после прохождения УП и ПП в составе ПМ.  Формы промежуточной аттестации:  экзамен по УД, МДК; экзамен по ПМ; зачет (дифференцированный зачет) по УД, МДК, УП, ПП.   При выборе дисциплин для экзамена колледж руководствуется значимостью дисциплины (МДК) в подготовке специалиста, завершенностью изучения дисциплины (МДК), завершенностью значимого раздела в дисциплине (МДК).

Зачеты  (в том числе дифференцированные зачеты — ДЗ) являются одной из форм промежуточной аттестации и проводятся за счет времени, отведенного на изучение дисциплины  или МДК. Экзамены проводятся после освоения учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, экзамены демонстрационные – после освоения профессиональных модулей.  Промежуточную аттестацию в форме экзамена учебное заведение проводит в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки.

Государственная (итоговая) аттестация (ГИА) по ФГОС 3+ включает защиту выпускной квалификационной работы, по ФГОС 5 – демонстрационный экзамен и подготовку и защиту дипломной работы (дипломного проекта). Обязательное требование – соответствие тематики дипломной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Программа ГИА разрабатывается образовательной организацией и утверждается директором колледжа после предварительного положительного заключения работодателей.

ОГБПОУ «РПК» обеспечивает эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей, обеспечивает обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы. В целях реализации компетентностного подхода предусмотрено использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.           ППССЗ обеспечивается учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям. Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

В 2024-2025 учебном году ведущие задачи колледжа по реализации целевой Программы модернизации образования:

  • Модернизация системы управления колледжем.
  • Развитие профессионального образования в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.
  • Развитие кадрового потенциала колледжа, способного обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов среднего звена.
  • Включение работодателей в систему подготовки кадров.
  • Развитие системы дополнительного образования.
  • Развитие системы воспитания.
  • Модернизация материально-технической базы.